Воздушный транспорт — важная составляющая народного хозяйства страны. По воздуху перевозят грузы и пассажиров, доставляют почту, медикаменты и другие товары в труднодоступные уголки страны и мира. Авиация обеспечивает высокую скорость сообщения, беспосадочные перелеты на большие расстояния, маневренность в условиях отсутствия дорог. Но при этом воздушное судно является источником повышенной опасности, и несчастные случаи приводят к человеческим жертвам, многомиллионным убыткам. Страхование — надежная финансовая защита владельцев летательных аппаратов в непредвиденных ситуациях.
Цель авиастрахования — компенсация убытков, причиненных собственнику ТС или третьим лицам вследствие наступления страхового случая. Страхование средств воздушного транспорта не является обязательным. Страхователи — авиаперевозчики, арендаторы, собственники авиатранспорта (компании и частные лица).
Что можно страховать:
Страховка особенно актуальна во время перегона самолетов, вертолетов покупателям, при выполнении работ за рубежом, при сдаче воздушной техники в аренду. Страхование пассажиров включено в стоимость авиабилетов.
СК не страхуют:
Воздушное ТС страхуют от полной гибели, уничтожения/поломки, повреждения при полете, на месте стоянки, при взлете-посадке.
Не признаются страховыми случаи:
Страховщик устанавливает размер убытков на основании документов, предоставленных страхователем:
Гибель считают полной, когда самолет разрушен или на 90% утратил летные возможности.
СК признают воздушный транспорт утраченным, если:
При полной гибели авиатранспорта компенсацию выплачивают в рамках страховой суммы, в случае пропажи — компенсируют его полную стоимость.
При частичном повреждении самолета авиационный полис позволяет оплатить расходы на восстановление, куда входит:
Не является восстановлением и не возмещается реконструкция, обновление или улучшение ТС, расходы на ТО.
Полис не покрывает убытки, возникшие из-за:
Стороны договора — лицензированная СК, юридические/физические лица.
В договоре, заключенном на один рейс, указывают пункты отправления-назначения, промежуточные посадки. Ответственность СК по возмещению ущерба наступает в момент запуска двигателей при взлете, а заканчивается — в момент их выключения при посадке.
При страховании самолета на определенный срок (до одного года) фиксируют срок страхования, районы эксплуатации самолета. Ответственность страховщика начинается и заканчивается в 24 часа каждой даты, указанной в договоре.
Объект может быть застрахован по одному или нескольким отдельным договорам, от всех рисков или от одного из основных.
Страховая сумма не превышает реальной стоимости объекта страхования, поэтому обязательное условие — оценка и независимая экспертиза состояния судна. Для определения величины страховой суммы также учитывают:
На страховые тарифы влияет тип и возраст транспортного средства, зоны полета, уровень квалификации пилотов и другие факторы риска.
Страховую премию по договору, заключенному на год, страхователь может уплатить единовременно или в рассрочку (первый взнос — не менее 40% от суммы).
Страхователь имеет право воспользоваться услугами нескольких СК. Каждый страховщик обязан ознакомить страхователя с Правилами страхования, утвержденными его СК.