Грузоперевозки воздушным, наземным, водным и трубопроводным транспортом сопровождаются большим риском получения ущерба. Страхование груза — лучшая форма финансовой защиты от возможных убытков.
Страхователи — юридические и физические лица, участвующие в перевозке (владельцы или получатели груза, перевозчики). Страховка из добровольной может стать обязательной, когда этого требует договор поставки, комиссии или другой сделки, связанной с перемещением товаров.
Объект страхования — имущественный интерес страхователя или третьих лиц (выгодоприобретателей) при утрате части или всего груза или его потребительских свойств во время перевозки в результате наступления страхового события.
Объем обязательств страховщика определяется выбранными страхователем условиями страхования. Например, при полной страховой защите СК берет на себя ответственность за все риски, которые могут угрожать сохранности имущества. При этом в договоре прописывают не перечень страховых событий, а чрезвычайные ситуации, при наступлении которых страховщик не выплачивает компенсацию страхователю (выгодоприобретателю). К исключительным случаям относятся:
При страховании от всех рисков страховщик принимает на себя наибольшую ответственность и возмещает убытки, независимо от их причин и размеров (кроме случаев-исключений из страхового покрытия).
Более дешевая — частичная страховая защита, в которой исключены наименее вероятные события (землетрясения, молния, буря и другие природные катаклизмы). Действие полиса распространяется только на конкретные виды рисков, например, повреждение или утеря имущества при аварии или хищении.
При минимальной страховой защите ответственность СК ограничивается полной или частичной потерей поклажи — если она повреждена, страховка не выплачивается. Это самый дешевый полис, который целесообразно покупать для перевозки прочных предметов, например, металлопроката.
Договор страхования можно заключать при каждой грузоперевозке (полис действует от момента передачи имущества перевозчику до доставки получателю). Генеральные соглашения лучше оформлять для регулярных перевозок однотипных товаров или продукции.
Стоимость страховки зависит от:
Основания для отказа в выплате страховки:
В России почти 70% всего грузопотока перевозят автомобильным транспортом. Грузовик — единственное ТС, способное обеспечить доставку груза «от двери до двери». Грузовые машины маневренны и мобильны, а разветвленность автодорог позволяет составить оптимальный маршрут, не зависящий от дорожных условий. Кроме того, автоперевозки удобны минимумом формальностей, что выгодно их отличает от морских, авиа и железнодорожных перевозок.
Виды рисков:
Морские грузоперевозки считают самыми безопасными — по статистике на них приходится самое малое количество страховых случаев.
Страхованию подлежат:
Страховщик освобождает от выплаты компенсации при порче, пропаже, утрате имущества в случае атомного взрыва, радиоактивного, химического или бактериального заражения.
Стоимость страховки напрямую зависит от вида и стоимости имущества, типа вагонов, которые доставляют товар, набора рисков и размера франшизы.
С момента передачи предметов перевозчику ответственность за сохранность имущества несет страховая компания.
Перевозки авиатранспортом — перспективное направление международной доставки грузов. Недостатки такого способа — высокая стоимость услуг и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставок.
На стоимость страховки влияет:
Регулярные перевозки, позитивная статистика предыдущих полетов, заключение генерального соглашения по страхованию способствуют снижению тарифов.
Грузоперевозчик отвечает за транспортировку, упаковку, закрепление и установку объекта перевозки внутри воздушного судна. Риск кражи, повреждения и утраты является самым распространенным во время погрузки-выгрузки и хранения имущества на складе.
Каждая страховая компания утверждает свои Правила страхования грузов, где прописаны риски, порядок выплаты возмещения, размер франшизы (какую сумму ущерба покрывает страховка), особые случаи страхования.